Противники полного запрета абортов клевещут на фестиваль «За жизнь!»

Президент Международного фестиваля «За жизнь» подвел его итоги и рассказал о разладе в российском пролайф-движении.
Накануне в Москве завершился VIII Международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь-2017», в котором приняли участие более 500 делегатов из 186 городов России, Белоруссии, Украины, Грузии, Сербии, Литвы, Италии и Испании. Активные общественники, выступающие за законодательный запрет абортов, защиту жизни с момента зачатия, а также за традиционные ценности и возрождение многодетной семьи, подводили итоги годовой работы вместе с поддерживающими их представителями православного духовенства (основу и львиную долю пролайф-движения в России составляют, что естественно, православные христиане).
Событий на этом поле произошло немало. В конце сентября 2016 года свои подписи под петицией за запрет абортов в России поставил патриарх Московский и всея Руси Кирилл, позже его поддержал и Верховный муфтий Талгат Таджуддин. Перед самым началом фестиваля на горе Эльбрус под аналогичной петицией была торжественно поставлена миллионная подпись гражданина России – задача, к которой много лет стремились общественники движения «За жизнь», собиравшие голоса россиян против уничтожения генофонда страны по городам и весям.
Благотворительные и консультативные меры волонтеров в рамках федеральной благотворительной программы «Спаси жизнь» помогли спасти от смерти 6907 детей в России – с января 2015 по август 2017 гг. 130 тысяч человек в 160 городах прослушали лекции в защиту жизни. Налажены связи с представителями власти, известными спортсменами и звездами. Так, запрет абортов в России поддержали глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, депутаты Государственной Думы РФ Виталий Милонов и Евгений Фёдоров, известные артисты Григорий Лепс, Антон Макарский, Роман Жуков, золотой призер Олимпиады в Рио-де-Жанейро Евгений Тищенко, легендарный боец Алексей Олейник, мисс мира Оксана Федорова, телеведущий Борис Корчевников, знаменитый путешественник о. Федор Конюхов, писатель Захар Прилепин.
Но самое ценное – рост числа пролайф-активистов во многих регионах страны, их желание обучаться и передавать свои знания другим – для чего, собственно, на фестивале и организуются тренинги и семинары, которые ведут врачи, психологи, представители духовенства. Впрочем, как в любой большой, пестрой и очень активной организации, в движении «За жизнь» не обходится без внутренних конфликтов, часть из которых стали достоянием общественности на фестивале и, хочется верить, мирно разрешились.
Восьмой Международный фестиваль в защиту жизни начался очень неординарно. В первый («нулевой») день фестиваля администрация гостиницы «Салют» уведомила координаторов движения «За жизнь» о том, что ряд залов для проведения запланированных мероприятий недоступны – они арендованы неким Советом православных движений в защиту жизни, который возглавляют православные священнослужители. Фактически на площадке давно анонсированного ежегодного пролайф-съезда был наспех организован еще один съезд, организаторы которого, вероятно, пытались «перехватить» многочисленных делегатов, приехавших на фестиваль «За жизнь» (большинство из активистов и волонтеров-противников абортов в России, естественно, православные христиане).

***
О неожиданном для многих гостей повороте на мероприятии и новом этапе борьбы с детоубийством «Колокол России» побеседовал с вновь переизбранным координатором движения и президентом Международного фестиваля «За жизнь!» Сергеем Чесноковым
«Колокол России»: Сергей, насколько я понял, ряд клириков, в том числе из тех, что ранее участвовали в ежегодных пролайф-фестивалях, предложили учредить некий «Совет отцов», который бы взял шефство над общественным движением «За жизнь». Кроме того, они высказали в ваш адрес довольно серьезные претензии и обвинения. Почему съезд движения «За жизнь» в итоге отверг их предложение?

Сергей Чесноков: Хочу сразу разграничить духовное окормление и управление организацией. Это два разных понятия. Духовное окормление у руководства нашей организации имеется, все православные участники движения также имеют своих духовников. Но в качестве управляющего органа такой структуры Уставом Движения не предусмотрено. У Движения есть коллегиальный управляющий орган – Совет. Есть Попечительский совет, куда уже вошел целый ряд уважаемых духовников. Нас как общественников смутил тот факт, что нам пытаются навязать такой орган, который принимал бы ключевые решения и, по сути, превратил бы нашу организацию из общественной в сугубо церковную. После того как мы во всем этом разобрались, нам стала понятна причина, почему подобного управляющего органа нет ни в одной общественной организации. При этом мы никогда не были против участия в нашем движении духовенства и всегда это приветствовали.

КР: Расскажите, как создавалась структура вашей пролайф-организации?

С.Ч.: Наша общественная структура организовалась на базе ежегодно проводимого с 2010 г. Международного фестиваля в защиту жизни. Обобщали опыт различных объединений и активистов, разрабатывали и осуществляли совместные проекты федерального масштаба. Затем решили, что в межфестивальный период наш комитет проводит большую работу, потому пора ее переформатировать в отдельное движение. В 2015 году мы провели первый учредительный съезд движения и на нем выбрали председателя, команду. Информация об учреждении Общероссийского общественного движения в защиту детей до рождения и семейных ценностей «За жизнь!» была размещена на сайте Московской Патриархии, на съезде были официальные представители от РПЦ. Когда мы начали собирать протоколы по созданию региональных отделений, к нам присоединились 45 регионов России – что и позволяет нам называться общероссийским движением. Нынешний формат существования без регистрации юрлица до настоящего времени полностью нас устраивал. Он позволяет работать на широком фронте защиты жизни: проводить предабортное консультирование, оказывать помощь беременным женщинам и семьям с детьми, вести просветительскую работу, разрабатывать и распространять социальную рекламу, собирать подписи за запрет абортов, проводить общероссийские и международные акции, обучать добровольцев и координировать их работу по указанным направлениям. В рамках VIII Фестиваля 16 августа у нас состоялся съезд, на котором ряд участников выразили недоверие к руководству движения «За жизнь!», в частности – ко мне. Мы предложили всем недовольным выступить, ответили на их вопросы и обвинения, отчитались о проделанной за два года работе отдельным каталогом, изданным под грифом Издательского совета Русской Православной Церкви. Затем участникам движения было предложено проголосовать по вопросу доверия нынешней команде координаторов. За исключением 17-ти воздержавшихся, подавляющее большинство участников съезда поддержало действующее руководство
При этом мы не претендуем на то, чтобы объединять и выступать от имени всего российского пролайфа (движения в защиту жизни) как явления. С моей точки зрения лидерство над всеми пролайферами страны, причем даже православными – это красивая, но утопическая идея.

КР: Я ознакомился с претензиями, высказанными в ваш адрес некоторыми священниками. В частности, речь шла о том, что одним из соорганизаторов фестиваля «За жизнь» несколько лет являлась АНО «Третий Муром», манифест которой пропитан традиционалистской идеологией. Также говорилось о ваших непосредственных контактах с представителями Евразийского союза молодежи Александра Дугина. Главная претензия ряда священников к вам, как я понял, заключалась в том, что традиционалистские (неоязыческие, эзотерические) и евразийские доктрины имеют мало общего с христианством и вряд ли могут быть душеспасительны для движения, большинство членов которого – православные христиане.

С.Ч.: Да, я был и остаюсь учредителем АНО «Третий Муром», но манифест данной организации от 2011 года признан ошибочным, более он нигде не публикуется. Мы в принципе не считаем, что люди в нашем движении должны строго придерживаться каких-то определенных воззрений. К примеру, по мнению афонского старца Паисия Святогорца, люди могут иметь даже разные политические взгляды. О том же идет речь в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (ст. V.2). Сам я неоднократно заявлял, что никогда не являлся «дугинистом» или традиционалистом. Лично с А.Г. Дугиным даже не знаком. Я вообще со скепсисом отношусь к любой идеологии, к любым «-измам», потому что нечестные последователи или фанатики могут превратить их в догматику, сделать из них «новое Евангелие». Что не отрицает моего уважения к отдельным носителям этих идеологий, ведь в каждой идеологии есть очень много рациональных зерен. У всех есть чему поучиться. Но заимствовать ценное надо трезво и критически. Большинство претензий к нам было связано с секцией «Уклад», которая в этом году не проводилась, но это не означает, что мы не будем развивать это направление в будущем. В прошлые годы в ней действительно участвовали представители евразийского движения, но они приходили к нам рассказывать о традиционной многодетной семье, о своем отношении к абортам – что в этом плохого? Мы не можем отвечать за все высказывания участников фестиваля, сделанные ими вне фестиваля. Мы даем другим людям возможность узнать о проблематике в защиту жизни, представить варианты решения этих проблем. Фестиваль был и остается миссионерской дискуссионной площадкой, где высказываются различные взгляды, что не делает их автоматически позицией оргкомитета фестиваля и руководства движения. Более того, и это было четко очерчено у нас на съезде и в манифесте нашего движения – если кто-то высказывает свою личную позицию, недопустимо приравнивать ее к точке зрения, целям и задачам нашего движения.

КР: Отцы также могли высказывать свои опасения потому, что костяк и основной состав «За жизнь» составляют православные, вы лично никогда не скрывали принадлежности к этой религии, при этом на отдельных секциях фестиваля в прошлом продвигались идеи, характерные для движения нью-эйдж: домашние роды, «перинатальная психология», холотропное дыхание, «трансперсональный опыт» и т.д. Эзотерика с православием как-то не очень успешно взаимодействует…

С.Ч.: На эти обвинения в своем блоге в «Живом журнале» ответил один из наших координаторов Владимир Потиха. Сторонниками естественных родов являются и отдельные представители вновь образованного Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, в том числе, в священническом сане. Что, к сожалению, другим членам этой организации не препятствует обвинять нас в том, что в нашей организации есть сторонники естественных родов. А что касается оккультизма, то с движением за естественные роды он прямым образом не связан. У нас на фестивале оккультисты и неоязычники никогда не выступали, выступали просто сторонники домашних родов. Нам известно, что многие православные матушки, а порой и очень известные, также рожают дома, просто этого никто не афиширует. На наше движение было вылито много клеветы с весьма странной логической цепочкой: мы даем трибуну сторонникам естественных родов; среди сторонников естественных родов встречаются оккультисты, неоязычники; следовательно, фестиваль «За жизнь» – это якобы оккультный фестиваль. Итоговый вывод клеветнический и ничем не обоснованный. Движение за право семьи самой решать где и каким образом вынашивать беременность, рожать и воспитывать детей является правозащитным, таким же, как и, например, движение против ювенальной юстиции, оно объединяет людей самых разных религиозных и мировоззренческих взглядов. Главный вывод, который мы и попытались донести до участников съезда: причина клеветы в наш адрес заключается в том, что мы поднимаем острую проблему запрета абортов в масштабах всей страны. Нежелание ее поднимать и решать, к сожалению, порождает такие вот ответные реакции: якобы против детоубийства в России выступают оккультисты, традиционалисты и прочие сомнительные элементы.

КР: Вы не считаете, что мотивом этой акции являлось желание определенных кругов в Московской Патриархии взять крупнейшее пролайф-движение в России под контроль?

С.Ч.: Подобного я утверждать не могу. Возможно, некоторые люди пока просто не готовы к той бескомпромиссной позиции по запрету абортов, которую мы занимаем, они хотят выступать более мягко и осторожно. Заодно сюда примешиваются амбиции отдельных представителей пролайфа, ущемленных тем, что их мнение не воспринимается как истина в последней инстанции. Мы ничего не имеем против создания новых пролайф-организаций – пусть их будет как можно больше. Если вдруг кому-то удастся объединить все движение в защиту жизни, слава Богу! Но лишь бы основной их деятельности не стало очернение других защитников жизни. Мы, в свою очередь, готовы вырабатывать формат сотрудничества с любыми организациями, выступающими в защиту детей до рождения.

КР: В ваш адрес также прозвучало обвинение со стороны представителя Московской Патриархии – якобы, вы не поддерживаете инициативу патриарха по выводу абортов из ОМС как первый этап на пути к их полному запрету. Хотя в вашем манифесте как раз говорится обратное – приветствуются любые шаги, приближающие к большой цели. Так в чем же у вас противоречия?

С.Ч.: Для меня самого это загадка. Мы являемся сторонниками любых законодательных мер, направленных на снижение числа абортов. Единственное – для нас вывод абортов из ОМС не может являться самоцелью, ведь мы говорим о защите жизни ребенка с момента зачатия. О положительных моментах запрета на госфинансирование детоубийства я давным-давно опубликовал статью, вышедшую на сайте pravoslavie.ru. Когда в Госдуму был подан законопроект сенатора Елены Мизулиной о выведении абортов из ОМС и запрете абортов в частных клиниках, мы, естественно, его поддержали. Также мы принимали участие в ряде митингов, круглых столов и акций в поддержку инициативы Патриарха о прекращении госфинасирования абортов, поддерживали ее в резолюциях наших мероприятий. Но нам говорят – вы против выведения абортов из ОМС. Я искренне не понимаю, чего люди от нас еще требуют? И каковы их цели?

КР: Подобная ситуация и с обвинениями руководства «За жизнь» в «дугинизме»

С.Ч.: Да, наша команда год назад встречалась с обвинителями и объяснила им нашу описанную выше позицию. Однако обвинения не прекратились. У нас на мероприятиях Дугин ни разу не присутствовал, однако мы то и дело слышим обвинения в свой адрес – что мы, дескать, дугинисты, а значит – оккультисты, фашисты и т.п. Между тем наши обвинители почему-то не пишут писем протеста церковным иерархам, руководителям синодальных структур против сотрудничества с Дугиным. Мы даже на съезде показали ролик на эту тему, потому что устали отбиваться от нападок. Посмотрев этот ролик, думаю, каждый может сделать вывод, что священноначалие вовсе не считает Дугина «нерукопожатным» или «еретиком». Почему же позиция священноначалия не авторитетна для наших обвинителей из числа ревнителей православия? Что уж говорить о ежегодном участии Дугина в Рождественских чтениях, о чем есть упоминания на сайте Патриархии.

КР: Хорошо, давайте закроем тему разлада на съезде движения и поговорим о ваших дальнейших планах. Миллион подписей за запрет абортов собран – что будете с ним делать дальше?

С.Ч.: Далее мы передадим собранные подписи президенту России. Сейчас как раз проводятся консультации о форме этой передачи и думаю, что в ближайшее время мы определимся. Кроме того, на фестиваль наши волонтеры привезли новые подписные листы. Мы проведем пересчет, думаю, что по итогам фестиваля у нас на руках не меньше 1,2 млн. подписей россиян против детоубийства – что называется, с запасом. После досконального пересчета к 1 сентября мы озвучим точную цифру.

КР: Каковы, по вашему мнению, перспективы поддержки вашей инициативы во властных кабинетах?

С.Ч.: Перспективы, конечно, имеются. В ходе сбора подписей на различных мероприятиях, при храмах мы познакомились с разными влиятельными людьми, которые говорили, что полностью поддерживают нашу петицию и желали нам двигаться дальше.

КР: Если подводить итоги VIII Международного фестиваля в защиту жизни, вы довольны проделанной работой?

С.Ч.: Да, фестиваль в этом году получился очень воодушевляющим. Гран-при на сей раз досталось альпинистам – молодым следопытам из Кемерово и Санкт-Петербурга, которые совершили восхождение на Эльбрус с нашими знаменами и поставили миллионную подпись против абортов на самой высокой точке России. Мы очень рады таким активным людям, мечтающим о больших свершениях. Каждый делает в нашем движении то, к чему наиболее способен. Для кого-то победа – отговоренная от аборта беременная, для кого-то человек, поменявший свое мнение после лекции, для кого-то из старших и опытных победа – обучение недавно пришедших в движение новичков. Главный итог фестиваля и съезда – то «боевое крещение», которые прошло движение благодаря преодоленным искушениям. Уверен, это было неизбежно перед инициированием нами серьезной общественной дискуссии по проблеме абортов в связи с собранным миллионом подписей.

КР: Общее количество участников и добровольцев от года к году увеличивается?

С.Ч.: Несомненно, по нашим подсчетам, в сборе подписей приняли участие около 5 тысяч человек, только на фестивале было представлено более 200 общественных организаций из 186 городов.

КР: Значит, пролайф в России продолжает развиваться. Напоследок выражу, думается, не только свое личное мнение. Конечно, вносить свой вклад в защиту человеческой жизни с момента рождения вправе и атеист, и мусульманин, и индуист – словом, здесь религиозные взгляды не являются догматом. Однако, учитывая все наши особенности, традиции, состав «рядовых членов» движения – хотелось бы, чтобы и во главе, в руководстве этого дела стояло православное начало.

С.Ч.: Так оно и есть, во главе нашего движения стоят православные люди. Но не стоит забывать, что наша организация является общественной. Мы действуем по плану старца Паисия Святогорца о борьбе за запрет абортов. Он настаивал на том, что надо говорить с обществом на понятном ему светском языке. Взаимодействие с Церковью является для нас важнейшим моментом, но на нашей стороне и аргументы официальной науки, говорящей о факте появления новой человеческой жизни в момент зачатия, и аргументы, подтверждающие вред абортов и современных средств контрацепции для женского здоровья, и аргументы о том, что аборты подрывают генофонд и национальную безопасность в целом. Либеральные оппоненты как раз постоянно пытаются сузить нашу аргументацию в защиту жизни детей до рождения исключительно до религиозной конфессиональной риторики. А это далеко не так. У нас есть ответы на все возражения против законодательной защиты жизни детей до рождения, и мы готовы к открытой дискуссии.

***
Надо заметить, что несмотря на слова Сергея Чеснокова о «боевом крещении» и «преодолении искушения» разлад в общероссийском движении за запрет абортов налицо. В последний день проведения VIII Международного фестиваля «За жизнь» на официальном сайте Московской Патриархии появилась новость о том, что в те же дни проведения фестиваля (15-17 августа) в той же самой гостинице «Салют» состоялась презентация новой общественной организации – Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни. Как гласит официальное заявление на сайте МП, «Совет создан в связи с активизацией общественного движения в защиту жизни детей на внутриутробной стадии развития и призван укрепить христианские основы этого широкого общественного движения. Он включил в себя известные московские и региональные объединения в области защиты жизни и стал, по словам организаторов, преемником первопроходцев российского движения за жизнь, начавших свою общественную работу в 1992 году. Таким образом, в этом году исполняется 25 лет этому движению в России». Относительно законодательного запрета абортов в России, члены нового Совета занимают более мягкую позицию в сравнении с общественной организацией «За жизнь» – пока они говорят только о необходимости вывода абортов из системы ОМС. Если речь зашла об «укреплении христианских основ» и о «преемничестве первопроходцев движения в защиту жизни», можно уловить в этом скрытый посыл: кто-то в Московской Патриархии считает организацию «За жизнь» не достаточно православной и не хочет мириться с ее лидерством в российском пролайфе. Описанный нами разлад коснулся и непосредственно духовенства: ведь организация Сергея Чеснокова никогда не скрывала своего христианского духа. Текст петиции за законодательный запрет абортов, которую подписали более миллиона россиян, был согласован с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства во главе с протоиереем Димитрием Смирновым. В начале и в завершении каждой секции фестиваля «За жизнь» звучала соборная молитва. После первого дня фестиваля его делегаты приняли участие в ночной Божественной литургии с молитвой о прекращении греха детоубийства в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе. Подведение итогов фестиваля венчал традиционный крестный ход вокруг гостиницы «Салют».
В попечительский совет «За жизнь» входят известные священники, обладатели регалий от Патриархии: настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе архимандрит Мелхиседек (Артюхин), насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Дорофей (Вечканов), настоятель прихода Шилкинского храма святых апостолов Петра и Павла протоиерей Александр (Тылькевич), и полный список священников, сотрудничающих с «За жизнь», ими не ограничивается. Получается, что они поддерживают благие цели координаторов организации и не усматривают в ней оккультного начала. Остается надеяться, что козни отца лжи не подействуют на российское пролайф-движение в целом, и оно не будет атомизироваться по известной стратегии «разделяй и властвуй», отклоняясь от своей главной цели. В ближайшее время «Колокол России» постарается взять интервью у представителя недавно созданного Всероссийского совета православных объединений в защиту жизни, чтобы представить и понять противоположную сторону.

Иван Ваганов

Источник